Моя последняя тренировка

2014-02-19

Ультрамарафон? ЛЕГКО! =)

Спустя полгода после финиша в ультрамарафоне, я собрался таки написать отчет, вернее я нашел на это время. =)



Место: Ленинградская область, город Гатчина
Дата: 25 августа 2013 года
Время: 15:25:39
Действие: Я пересекаю финишную черту своего первого ультрамарафона длиной 63,3 км.


"Да, это было не сложно" - я так считал в момент финиша, я так считаю и сейчас, но так было не всегда. Теперь по порядку...

Году в 2006, я наблюдал как бегут марафонцы по Петровскому проспекту, уже далеко не лидеры, в основном пожилые люди двигались вдоль прочерченной на асфальте голубой линии, с тех пор эта линия меня завораживала и не отпускала. Вдоль этой линии я следовал в прошлом году на своем первом марафоне "Белые ночи", это была ключевая точка, я осуществил свою мечту. Что дальше? Дальше я для себя решил что марафон - это не страшно, это не много, теперь можно постепенно улучшать свой результат (на данный момент цель разменять 3 часа). Но всегда хочется чего-то бОльшего, чего-то пугающего своим масштабом и сложностью преодоления, так мой взор упал на "испытайку", 100 километров бегом... Теперь уже эта цифра прочно осела в мозгу, пугала и завораживала и снова пугала. Причем страх перед этой дистанцией у меня был именно психологический, меня пугала даже не дистанция, а время проведенное в монотонном беге. Поэтому я взял себе данный старт на заметку, как обязательный для прохождения, но каких либо сроков по осуществлению ставить не стал, решил что я до него еще не созрел. В прошлом же году, в августе бежал в Гатчине марафон на пробеге "Длинные аллеи", одной из дистанций для участников была 63,3 км, и даже она казалась мне нереальной...

Время шло, после продуктивно проведенного межсезонья последовал "провальный" сезон 2013. Не скажу что все было плохо, результаты росли, цели выполнялись, но по ряду объективных причин тренировочный план, начиная с мая, был загублен, все свои результаты я выдавал на заложенной с сентября по март базе. Основное, причем прогнозируемое, разочарование было связано в Выборгменом, но об этом я напишу в другом отчете, а пока вернусь в электричку из Выборга, 20 июля 2013 года - именно там начался мой путь к ультамарафону.

Перед отъездом в Выборг я скачал свежий выпуск программы "Тренировочный день" с Кириллом Цветковым в гостях, теперь я мог спокойно, не отвлекаясь послушать его. Темой выпуска был ультрамарафон, я его прослушал с огромным удовольствием, некоторые фрагменты даже перематывал и слушал повторно, на тот момент это было то, что доктор прописал. В голову закрались мысли о том что пора бы ступить на новую для меня территорию, испытать неизведанное. Выбирать старт долго не пришлось, собственно его, выбора, и не было - Гатчина. "Длинные аллеи" 63,3 - эта мысль была бодрящей и цель не казалась невыполнимой. Было несколько нюансов, сроки, физическое состояние, отсутствие целенаправленной подготовки, но меня зацепило, началась подготовка, сначала теоретическая.

В первую очередь я стал выяснять дату старта, в прошлом году это было 12 августа, при таком раскладе у меня было бы на отдых и "подготовку" всего 3 недели - это очень мало.

22 июля. Пишу Кириллу письмо с вопросом о дате проведения пробега, он отвечает что пробег перенесли на 24 число, но он не уверен - это хорошая новость. Следующее письмо ушло Юре Виноградову, организатору пробега, и вот его ответ: "Алексей, привет! 25-го августа 99%. Положение как в прошлом году :) На сайте Сильвии будет информация" - а это уже отличная новость!!! У меня есть 5(!) недель на подготовку. 

Первая неделя после Выборгмена - отдых, мозговой штурм, планирование, устные и письменные консультации у Кирилла. 

25 июля. Знаю что осуществить будет сложно, так много я никогда не бегал, у меня даже недельных объемов таких не было, иду на хитрость, создаю запись на стене в ненавистном.


"За плечами остался марафон Белые ночи и полужелезный триатлон Выборгмэн.

Начинаю готовиться к легкоатлетическому пробегу "Длинные аллеи", который пройдет в Гатчине 25 августа. Цель - преодолеть дистанцию 63,3 километра (лимит 6 часов). Морально я готов к этой дистанции, теперь надо подготовиться физически.

Пожелайте мне удачи!

Эта запись будет моим мотиватором."

Комментариев не много, скептические, но это мы еще посмотрим. =) 

Следующие две недели начинается интенсивная адаптация к длительному бегу, во-первых учусь бегать медленно, целевой темп по 5 минут на километр, во-вторых, приучаю себя бегать долго, на недовосстановлении и усталости, в-третьих притираюсь к питьевой системе и тестирую питание. На работу бегом (5 км), с работы бегом (от 5 до 20 км), в выходные на даче бег по шоссе с рельефом. За 2 недели я набрал 188 километров. 
Завершить этот двухнедельный цикл я планировал пробежкой на 50 км, 30 утром + 20 вечером, но вместо этого получилось только 30 + 10, т.к. вечером, после возвращения с дачи, решил съкономить время и поужинать после пробежки, а не перед. В итоге сильнейшее чувство голода застало меня на четвертом километре и я сократил запланированную дистанцию в два раза. После этой тренировки я был уверен в своих силах и в том что пробегу свой ультрамарафон в лимите, более того, я поставил себе цель 5:30. 

Предпоследняя неделя должна была быть с плавным снижением нагрузки, но работа, плюс я слишком сильно и слишком резко расслабился и организм дал сбой, за неделю до старта я заболел. На будущее я учту эту ошибку, нельзя так резко бросать, организм реагирует неадекватно. 

Последняя неделя прошла в каматозе, на бег особо сил не было, поэтому чтобы хоть как-то раскачать себя после работы начал устраивать легкие велопрогулки. К субботе состояние улучшилось, но вопросов было больше чем ответов. На даче пробежал 6,3 километра (10% дистанции) чтобы оценить свое самочувствие и кондиции, по итогам решил ехать на старт, хоть это и попахивало авантюрой. 



25 августа.
В Гатчину приехал заранее, к началу регистрации. Не люблю спешку. Получил именной номер, переоделся, неспешно размялся стал ждать старта.

На старт я приехал полуголодный, и заранее не загрузился по случаю общего недомогания, и накануне не было "паста-пати" из-за поездки на дачу, и завтрак как-то быстро усвоился. Есть что-то прямо перед стартом и бежать с полным желудком тоже нехорошо, поэтому решил бежать как есть, хотя и были некоторые опасения, но они не оправдались (это тоже в итоге взял на заметку). Питание на трассу решил взять свое, не смотря на наличие двух пунктов питания на круге (примерно через каждые 2,5 км), да приходится тащить на себе лишнего, но зато проверенное и всегда под рукой. В питьевую систему я залил 2 литра изотоника и взял 6 гелей (по 3 в двух маленьких флягах), которые планировал есть через каждые 10 км. Забегая вперед, схема питания сработала на отлично, к 35 километру я наелся, при этом не было ни тяжести в желудке, ни чувства аквариума и сил хватило до самого финиша.

Короткое напутственное слово и немногочисленные участники ультрамарафона устремились на дистанцию.

Всего надо преодолеть 12 кругов, чуть больше 5 километров каждый. Первый круг, очень резвое начало, текущий темп очень сильно скачет, похоже что часы схватили сигнал от GPS, а не от бегового датчика. Первый километр 4:46, второй - 4:32, третий 4:47... слишком быстро... Пытаюсь сбить темп, но не получается пока. Группа лидеров из 4 человек скрылась достаточно быстро, за них цепляться не стал. Первый круг втягиваюсь, второй круг бежится легче, третий круг - бегу в удовольствие. Темп хороший, погода замечательная, наслаждаюсь. Постепенно ухожу в подсознание и бегу на автомате.

На 15 километре, выбежав из парка на плитку, я цепляюсь правой ногой за выступающую плиту и падаю, при этом успеваю сгруппироваться и перекатываюсь через плечо. Поднимаюсь, большой палец болит от удара, чуть-чуть ободрал колени и ладони. Контролер, стоящий перед торчком при вбегании в парк, удивленно на меня смотрит, показываю что все в порядке, пытаюсь оценить свое состояние. Первая мысль: "Неужели сход?" Нет, я сюда не для этого приехал, пробую бежать, получается, палец постепенно отходит, колени в порядке, значит побегу сколько смогу. К финишу третьего круга палец уже не беспокоит. Кто-то из судей, увидев мое колено, пытается позвать врача, активно показываю что все в порядке, бегу дальше. За пунктом питания беру губку с водой обтираю колено, руку, ничего криминального, значит будет финиш.


Бегу с прежним темпом, снова ухожу в подсознание. Еще почти через круг, в лесочке, снова спотыкаюсь той же ногой, не падаю. На 22-ом километре при обгоне кого-то из участников цепляюсь за корень уже левой ногой и рыбкой приземляюсь на руки, а это только треть дистанции... Это падение окончательно меня встряхнуло, уйдя в подсознание бежать, конечно, легче, но на данном покрытии это очень опасно, до финиша бежал "в сознании", хотя умиротворенность трассы располагала к бегу в состоянии транса. =) Почти всю дистанцию бежал в гордом одиночестве, изредка кого-то обгоняя или пропуская. Некоторое оживление на трассе наблюдалось только на третьем и пятом кругах, после старта участников на 42 и 21 километр, но даже эти потоки достаточно быстро рассасывались по длине круга и я снова бежал в гордом одиночестве.











 До финиша я пытался спотыкаться еще два раза, но без последствий. Примерно к 25-ому километру начал натирать мизинец на правой ноге.

Как я уже говорил, к 35-ому километру я насытился, далее по дистанции изотоник я стал пить гораздо реже, иногда стал брать на ПП простую воду.

8 кругов и марафон пройден, больше я еще никогда не бегал... Ухожу на очередной круг, задняя поверхность бедра отключается, темп падает, кто-то из небыстрых марафонцев обходит меня, пытаюсь зацепиться, отстаю... Вспоминая что при длительном беге, на утомлении, мне очень легко даются лестницы и торчки, решаю попробовать бежать с выносом бедра вперед (обычно я бегу с захлестом), полумарафон я так не пробегу, но я смогу чуть больше пробежать не переходя на шаг. Полная раскоординация (наверное со стороны забавно выглядело, по крайней мере мне казалось что это должно выглядеть забавно), но как ни странно, метров через 100 я снова бегу, более того, я бегу с прежним темпом, обгоняю опередившего меня марафонца. Около километра в таком режиме и я снова перехожу к привычной технике бега, за оставшуюся часть дистанции я еще пару раз воспользовался данным приемом.

После 9 кругов начинаю обратный отсчет, уговариваю себя потерпеть и ПРОБЕЖАТЬ полтинник, если будет тяжело то немного походить на предпоследнем круге и ПРОБЕЖАТЬ последний. Теперь дистанцию дроблю на "пункты питания" - промежутки от одного к другому, маленькие кирпичики по 2,5 км. На пунктах питания останавливаюсь, пью воду и/или колу (по чуть-чуть), 1 или 2 раза брал чуть-чуть изюма. Бежать могу, но на ходу пить из стаканчика некомфортно, плюс пауза в несколько секунд позволяет "перезарядиться" ногам.

10 кругов пройдено. "Диалог" с ногами похож на развод маленького ребенка: "Ну давай еще чуть-чуть пробежим, а потом пройдемся пешком, отдохнем".

Перд последним кругом оставляю питьевую систему на пункте питания. Ухожу на последний круг, развод продолжается: "Ну смотри, мы уже пробежали 11 кругов, остался всего один ма-а-а-аленький кружочек, давай не будем на шаг переходить?" =)

Дальний пункт питания, последняя пауза, она уже просто "дань традиции", слова благодарности волонтерам и к финишу. Выбегаю из лесочка, аккуратно в торчок, чтобы не было судороги, и вот он, финишный километр. Снова появились силы, получается даже чуть добавить и "красиво" финишировать.

"Да, это было не сложно!" (с)

Пульсомер зафиксировал 5:25:39, 63,06 км.

"3-й в группе, 4-й в абсолюте. Отставание от 1-го места всего около 9 минут, от 2 и 3 около 6. Результатом более чем доволен, особенно учитывая что бежал после болезни и до последнего сомневался в том выходить ли на старт. С учетом съеденного перед, во время и после гонки, скинул 2 кило.
Из-за судейской ошибки наградили за 3 в абсолюте и 2 в группе, минут через 5 разобрались, но приз обратно забирать не стали, сказали что это их ошибка, поэтому так. Немного расстроен."
(с)



После финиша рискнул осмотреть ногу, большой палец посинел и слегка отек, шевелится - просто сильный ушиб сустава. Мизинец на правой ноге превратился в одну большую мозоль, но не беспокоит. Скорее всего при падении съехал носок, им и натерся. Немного отдохнув нашел Вову, он финишировал чуть раньше меня, пробежав свой первый марафон. Вместе посидели на солнышке, не спеша переоделись и после награждения отправились домой на электричке делясь впечатлениями. День удался, я бы даже сказал что сезон удался, это был своеобразный реванш за несложившийся Выборгмен.

Следующий шаг - "сотня", но не в этом году. 

26 августа. Понедельник.
Утром на работу, вечером на Гребной канал. Легкая беговая заминка, такое ощущения что вчера и не бегал, легко, приятно, в удовольствие. 5 километров: 5:12 - 5:32 - 4:34 - 4:32 - 4:15.

Благодарности. 
Оле - просто безграничная благодарность за поддержку, терпение, мотивацию, заботу. 
Организаторам - за организацию и атмосферу.
Кириллу Цветкову - за мотивацию, консультации, советы и напутствия. 
Виктору Маркину и программе "Тренировочный день" - за интересные и мотивирующие интервью. 
Всем кто меня поддерживал - за поддержку. =) 
Фотографам - за фотографии.
Всем кто скептически относился к моей затее - ОТДЕЛЬНАЯ благодарность за дополнительную мотивацию!

2 комментария:

  1. Попробовал пробежать полумарафон, теперь в планах марафон. А там само собой на ультрамарафон замахнусь. Странно, но знакомые смотрят, как на ненормального.

    ОтветитьУдалить
  2. А ты и есть ненормальный! по крайней мере все мои знакомые любители пива на диване так говорят обо мне... Удачных стартов всем таким ненормальным!

    ОтветитьУдалить